Оптимизационный законопроект о контрактной системе
« Назадопубликовано 04.07.2020 16:41
В рамках онлайн-конференции на тему: "Госзаказ: новая реальность" речь шла об изменениях контрактной системы в сфере закупок, заложенных в "оптимизационном" законопроекте, а также был представлен обзор ключевых изменений и дополнений в Закон №44-ФЗ.
Участниками мероприятия стали:
- Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Михайлович Лавров;
- Заместитель руководителя ФАС России Михаил Яковлевич Евраев;
- Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Теймуразовна Катамадзе.
Модератор - заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, координатор Бюро расследований ОНФ Антон Александрович Гетта.
Влияние на регулирование государственных закупок ведомствами, представители которых приняли участие в мероприятии, сложно переоценить. Предлагаем ознакомиться с наиболее интересными моментами конференции, которые подготовлены в виде тезисов из выступлений участников мероприятия. Обращаем Ваше внимание на то, что текст приведен не в виде дословного пересказа, а подготовлен нашими специалистами с целью отобразить суть соответствующего высказывания.
Выступающий – Алексей Михайлович Лавров:
04:10 – 08:30: «Оптимизационный» законопроект продолжает популяризацию концепции повышения эффективности бюджетных расходов и включает в себя раздел, посвященный контрактной системе. Законопроект является довольно объемным, содержит в себе более трехсот страниц текста. Нормы направлены на упрощение правового регулирования контрактной системы в сфере закупок.
В законопроекте отсутствуют вопросы нормирования в связи с тем, что вопросы нормирования регулируются большим числом подзаконных актов и требуют отдельного этапа правового регулирования.
В сфере строительства предполагается сконцентрировать оценку опыта именно по соответствующим строительным работам, убрав непрофильные работы, а также повысить «планку» опыта до 30% для особо крупных контрактов свыше 500 миллионов рублей. Опыт считать по пятим годам, а не по трем. При проведении конкурсов, предполагается требовать в первой части заявки исключительно согласие при наличии проектной документации.
К полномочиям ФАС отнесут компетенции по проверке несостоявшихся процедур на сумму свыше 500 миллионов рублей. Региональные органы – свыше 200 миллионов рублей.
09:00 - 11:15: Электронные закупки конкурс, аукцион и запрос котировок, также малые закупки покрывают большинство потребностей заказчиков. Использование закупок в письменной форме являются избыточными. Таким образом, обоснованно исключить 35 статей из Закона №44-ФЗ при «работающих» 132 статьи. Закон № 44-ФЗ становится более «читаемым» и «понимаемым» законом. Также исключению подлежат и подзаконные акты (по предварительной оценке порядка 10), содержание которых будет перенесено в сам Закон № 44-ФЗ. Целями законопроекта служит унификация возможных вариантов проведения закупок, сосредоточение их в «одном месте», исключение множества перекрестных ссылок.
11:40 – 21:10: Ключевыми новациями являются:
- Исключить документацию из документов закупки, оставив извещение, исключив дублирование информации;
- Структурировать подачу заявок, опираясь на каталог товаров, работ, услуг;
- Автоматизировать закрытые закупки, переведя их в электронную форму, вывести их из регулирования Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. № 1428;
- Сократить временной интервал на подачу ценовых предложений до 4 минут (вместо 10 минут);
- Ввести «иммунитет» для специальных счетов для взысканий (принудительного списания денежных средств);
- Изменить требования к банковским гарантиям: обязать исполнять требования по банковским гарантиям, если такие гарантии выпущены с соблюдением требований;
- Исключить процедуру переторжки, запретив снижение по ценовым предложениям. При этом, такое правило будет касаться закупок по строительным работам, а в будущем получит распространение и на другие сферы закупок;
- Увеличить сумму обеспечения исполнения контракта при демпинге. При снижении начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, но не менее 10% начальной (максимальной) цены контракта;
- Универсальная предквалификация. При закупках свыше 20 миллионов рублей, участник должен иметь опыт успешной реализации контрактов (Закон № 44-ФЗ), договоров (Закон № 223-ФЗ) не менее чем 20% начальной (максимальной) цены закупки.
Выступающий – Михаил Яковлевич Евраев:
31:30 – 37:15: Планируется ввести норму начала аукциона через два часа после окончания срока подачи заявок на все закупки. Целями являются исключение сговора, коррупционных составляющих.
Касаясь темы универсальной предквалификации отмечается, что и обжаловать торги на сумму свыше 20 миллионов рублей смогут лишь те компании, которые имеют опыт успешной реализации контрактов (Закон №44-ФЗ), договоров (Закон №223-ФЗ) не менее чем 20% начальной (максимальной) цены закупки. Меры необходимы для борьбы с «профессиональными жалобщиками» для исключения негативных последствий для заказчиков.
Планируется ввести нормы, регулирующие рейтинг деловой репутации. Целями являются предоставление экономических преференций компаниям, выполняющим свои обязательства по контрактам качественно, в срок, без применения штрафных санкций. Деловая репутация будет влиять на оценку заявок, размер обеспечений.
37:20 - 41:35: Подача жалоб, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) будет осуществляться посредством единой информационной системы.
Информация, подлежащая включению в РНП будет касаться только тех собственников общества, чьи доля равна или выше 25% доли уставного капитала.
Планируется устранить дисбаланс между правами и обязанностями заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта. Вводится право участника обжаловать одностороннее исполнение контракта по инициативе заказчика, чтобы избежать необоснованного расторжения.
41:40 - 42:40: Вводится типовая документация на строительство. Планируется разработка типовой формы банковской гарантии.
43:00 – 44:30: Подготовлены разъяснения на сайте ФАС, что при оценке соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, необходимо обращать внимание на только на наличие необходимых документов (контракт, акт приема-передачи, акт ввода в эксплуатацию) без оценки оформления документов, в целях исключить необоснованные отказы.
45:50 – 47:20: Также даны разъяснения о важности установления причинно-следственной связи между COVID-19 и заключением контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для исключения надуманности неконкурентной закупки.
Разъяснено, что рассмотрение дел ФАС с использованием видео-конференций станет преимущественным способом.
Выступающая – Анна Теймуразовна Катамадзе:
57:30 - 1:00:50: Принятие «оптимизационного» законопроекта планируется в весеннюю сессию в Государственной Думе.
Особое внимание заслуживают переходные положения для понимания, когда вступают определенные нормы.
1:01:00 - 1:02:00: С 01 апреля 2021 года планируется, что заказчик будет иметь право применять универсальную предквалификацию.
1:02:50 - 1:05:10: Введение электронного структурированного контракта позволит отменить контроль органов казначейств.
1:05:20 - 1:09:15: Вводится электронный акт приемки как часть исполнения контракта.
1:09:30 - 1:11:20: В ЕИС создадут функционал, позволяющий вести деловую, юридически значимую переписку между сторонами контракта.
1:11:40 - 1:12:00: Уведомление об одностороннем расторжении контракта будет осуществляться через ЕИС (с 01 июля 2021 года).
Блок ответов на вопросы
1:15:00 - 1:18:30: Как повлияет законопроект на реализацию национальных проектов?
Выдержка из ответа Алексея Михайловича Лаврова: Законопроект окажет положительное влияние на национальные проекты в связи со значимым объемом средств, который отведен на осуществление государственных закупок. Законопроект станет важной частью национальных проектов.
1:24:20 - 1:26:10: Возможно ли осуществить автоматический контроль соответствия страны происхождения товара в контракте и в заявке?
Выдержка из ответа Анны Теймуразовны Катамадзе: На текущий момент это невозможно в связи с техническими особенностями. В будущем после внедрения структурированного контракта, такие возможности будут предусмотрены.
1:26:15 - 1:27:20: Планируется ли пилотный проект по рейтингу деловой репутации?
Выдержка из ответа Михаила Яковлевича Евраева: Для формирования пилотного проекта необходима разработанная формула оценки деловой репутации. Такая формула не утверждена, варианты находятся на рассмотрении.
1:29:30 - 1:32:30: Планируется ли создать уполномоченный орган осуществления госзакупок для реализации нацпроектов?
Выдержка из ответа Антона Александровича Гетта: Такая идея есть, реализация планируется после введения законопроекта.
Выдержка из ответа Михаила Яковлевича Евраева: Уполномоченные органы имеют большую важность для осуществления госзакупок. Необходимо и на федеральном уровне создать такое ведомство для целей централизации закупок.
1:34:15 - 1:36:00: Есть ли в планах перевести все закупки на электронный формат?
Выдержка из ответа Михаила Яковлевича Евраева: Да, но это вопрос времени, особенно для закрытых закупок. Так как необходимы технологии защиты информации, которые только разрабатываются.
1:39:40 - 1:44:00: Можно ли в процессе исполнения контракта прикреплять документы фиксации работ (Например, фото-, видео- файлы)?
Выдержка из ответа Анны Теймуразовны Катамадзе: Эти файлы не являются юридически значимыми документами. Ограничений по прикреплению дополнительных файлов нет и на текущий момент. Что касается видеоматериалов, такой формат нерационален, требует больших затрат по осуществлению хранения, визуализации таких файлов.
После сессии ответов на вопросы Садофьев Андрей Александрович рассказал о форуме-выставке «Госзаказ», который планируется в марте 2021 года.
Павел Владимирович Лисин совместно с Поповой Светланой Вячеславовной, озвучили срез изменений «Что предлагает законопроект?» (с 2:09:30). Среди наиболее интересных тезисов:
- Исключение двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, запроса предложений;
- Новые случаи применения закрытых закупок. Например закупки, связанные с освоением космоса, закупки судейского корпуса;
- Обеспечение контракта при демпинге не менее 10 % начальной (максимальной) цены контракта;
- Упраздняется обязанность участника декларировать принадлежность к субъектам малого предпринимательства;
- Блокировка банком средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при подаче заявки, а не после окончания срока подачи заявки, как осуществляется на текущий момент;
- Институт обжалования также будет изменен: от одного участника может будет подана одна жалоба; от участников, находящихся в РНП, подача жалобы невозможна; подача жалобы средствами ЕИС; соответствие участника, направляющего жалобу условиям предквалификации для торгов свыше 20 миллионов;
- Введение для бюджетных учреждений, унитарных предприятий возможности централизованных закупок;
- Унифицируются случаи признания и последствий процедур несостоявшимися;
- Добавлены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- Будут приняты правки легетимного отклонения заявок, содержащих ТРУ, происходящих из стран, выдвигающих санкции для Российской Федерации;
- Разработка электронного учета деловой репутации;
- Электронный документооборот при включении в РНП;
- Замена банковской гарантии на независимую гарантию с разработкой формы типовой гарантии;
- Внеплановая проверка будет инициирована в отношении заказчика при включении участника в РНП;
- Отсутствие необходимости согласия на обработку персональных данных;
- ФАС получает право доступа к данным государственной информационной системы «Независимый регистратор»;
- Срок хранения документов не менее шести лет;
- Порядок подписания документов иностранными участниками;
- Единые требования к участникам применяются только в конкурентных процедурах;
- В РНП будут вносится сведения об участниках, а не об учредителях;
- Право использования проектной документации, разработанной для другого объекта;
- Внесение существенных изменений в условия контракта не допускаются (запрет переуступки право требования);
- Вводится определения этапов исполнения контракта;
- Дистанционное участие в заседаниях членов комиссии (подписание протоколов электронной подписью);
- Исключен термин «единая комиссия», при этом количество членов от трех человек (вместо пяти человек).
Отмечается, что озвученные изменения находятся на первом чтении, и могут рассматриваться только как планы, до прохождения всех согласовательных процедур и вступления этих норм в силу.
Источники: