Полезные знания о КоАП РФ
« Назадопубликовано 17.07.2020 08:12
Уважаемые читатели!
Коллективом ООО «АЛЬБИОН ТЕНДЕР» подготовлен анонс структуры Кодекса об административных правонарушениях (далее в тексте новости – Кодекс, КоАП), в котором мы постарались отметить главы, статьи и другие структурные части документа, оказывающие влияние как на закупочную деятельность в частности, так и на тендерную сферу в общем.
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение предусмотрена ответственность: от дисциплинарной до уголовной (ст.107 №44-ФЗ). Чаще всего к применяют денежное наказание.
Кодекс имеет большое влияние на сферу закупок. Большое количество статей посвящено не только штрафным санкциям, но и нормам, позволяющим получить понимание о лицах, привлекаемых к ответственности, как применяются нормы права, в случае их изменения, отмены, а также как проходит возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении.
Так, статья 1.5 Кодекса провозглашает презумпцию невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Это норма важна для понимания, ведь лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать собственную невиновность, а сомнения должны трактоваться в пользу такого лица.
Статья 1.7 КоАП регулирует действие закона во времени: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по нормам закона, действующим во время совершения правонарушения. А вот в случае, если нормы закона изменились таким образом, что могут отменить или смягчить вину правонарушителя, закон имеет обратную силу, то есть распространяется на виновное лицо, если наказание еще не исполнено.
Статьей 2.4 Кодекса приведен перечень должностных лиц, привлекаемых к ответственности. В такой перечень включены члены комиссии, контрактные управляющие (работники контрактной службы) в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы по Закону № 44-ФЗ.
В статье 2.9 Кодекса предусмотрена возможность освобождения от ответственности за малозначительностью деяния. При этом понятие малозначительности устанавливается индивидуально в процессе рассмотрения дела. Признаками малозначительности является отсутствие существенных неблагоприятных последствий, как например, разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.
Глава 3 КоАП посвящена институту административного наказания. Так, статьи 3.1, 3.2, 3.4 и 3.5 устанавливают общие положения об административных наказаниях, таких как цели и виды наказаний, а также наказания в виде предупреждения и административного штрафа. Раскрываются особенности наказания в виде дисквалификации. При этом дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В главе 4 КоАП описаны правила назначения административного наказания. Особенно стоит обратить внимание на статью 4.5, в которой устанавливается срок давности по делам об административном нарушении. Так, постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение:
- процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов;
- законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
- законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Статьи 7.29 - 7.32.6 Кодекса регулируют административное наказание за нарушения в сфере закупок, включая следующие:
- способы и сроки проведения закупок (ст.7.29) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей;
- порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа (ст.7.29.1) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей;
- отказ или уклонение от заключения контракта по оборонному заказу (ст.7.29.2) – влечет наложение штрафа – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, а если виновным будет признано юридическое лицо от 300 тысяч до 1 миллиона рублей;
- нарушения порядка планирования закупок (ст.7.29.3) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тысяч рублей;
- порядок проведения закупок (ст.7.30) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 30 тысяч рублей, для юридических от 15 до 500 тысяч рублей;
- ведение реестра контрактов (ст.7.31) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей;
- порядок и сроки возврата обеспечения заявок (ст.7.31.1) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 30 до 250 тысяч рублей;
- порядок заключения и изменения контракта (ст.7.32) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 30 до 500 тысяч рублей;
- срок и порядок оплаты по оборонному заказу (ст.7.32.1) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей;
- нарушение законодательства отдельными видами юридических лиц (ст.7.32.3) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 100 до 300 тысяч рублей;
- в сфере обязательных торгов (ст.7.32.4) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 50 до 300 тысяч рублей;
- срок и порядок оплаты товаров (ст.7.32.5) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, а повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ;
- заведомо ложное экспертное заключение (ст.7.32.6) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей.
Статья 14.55 - 14.55.2 КоАП, а также статьи 15.37, 15.40 и 15.40.1 регулирует ответственность за нарушения по оборонному заказу.
Статьи 19.4.1 - 19.4.2, 19.5 (ч.7, ч.7.1 и ч.7.2), 19.7.2 и 19.7.2-1 Кодекса, предусматривают ответственность за воспрепятствование органам государственного контроля.
Ответственность за незаконное вознаграждение от юридического лица регулируется статьей 19.28 КоАП.
Глава 28 КоАП посвящена процессуальному порядку возбуждения дел об административном правонарушении, включая формирование протоколов, сроки и случаи их составления. Описываются порядок и сроки составления протокола осмотра (ч.2 ст.28.5). В случае выявления правонарушения техническими средствами, к примеру дорожными камерами, протоколы не составляются, а постановление выносится без участия виновного лица (ч.3 ст.28.6). В случаях, если по нарушению осуществляется экспертиза, проводится административное расследование (ч.1 ст.28.7).
В главе 29 Кодекса содержатся нормы, регулирующие особенности процесса рассмотрения дел, сроки рассмотрения дела (ч.1 ст.29.6), включая также рассмотрение дела судьей (ч.1.1 ст.29.6).
Отметим, что санкции за нарушения в тендерной сфере применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по Закону № 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства № 1042.
ВНИМАНИЕ. Подписаться на новости Вы можете на канале Telegram: https://t.me/tenderinform (@tenderinform).